Русский

Таураге́, или Таура́ге (лит. Tauragė, жем. Tauragie, идиш ‏טאווריג/Tovrig‏‎), Таурогген (слав. Тауроги, нем. Tauroggen) — город на западе Литвы, административный центр Таурагского уезда и самоуправления Таурагского района.

История

Начало городу положило поместье, менявшее в течение времени своих владельцев.

По некоторым данным, уже в 1499 году на месте Таураге существовало Паюрское поместье.[3] В письменных источниках имение и посёлок упоминались с 1507 года, когда здесь был сооружен деревянный католический костёл. Одновременно здесь были основаны приют и школа.

В 1567 году был сооружён лютеранский храм. В том же году здесь, как в приграничном городе, начала работать таможня.[3]

С 1655 года поместье стало одной из основных резиденций Радзивиллов.

В 1691—1793 годах город принадлежал Пруссии, затем перешёл к Российской империи.

В 1805—1807 годах Тауроген стал резиденцией Александра I и важнейшим укреплённым пунктом на западе России. 18 (30) декабря 1812 года здесь генералами И. И. Дибичем и Людвигом Йорком фон Вартенбургом была заключена Таурогенская конвенция — русско-прусская конвенция о нейтрализации 20-тысячного прусского вспомогательного корпуса. Согласно ей прусский корпус отказался воевать на стороне французов, что стало началом освобождения занятых противником стран от наполеоновской оккупации.

В 1846 году император Николай I Павлович пожаловал имение князю И. В. Васильчикову. Принадлежность посёлка имению не позволяла ему развиваться. Кроме того, посёлок неоднократно горел. Толчок развитию дали строительство после очередного пожара в 1836 году и сооружение шоссе Тильзит — Рига. Основным занятием жителей стали торговля и контрабанда.

В 1853 году здесь была построена православная церковь. С 1904 года действует католический костёл.

Во время Первой мировой войны пограничный Тауроген (Тауроги) подвергся сильнейшим разрушениям. Он несколько раз переходил из рук в руки (немцы занимали его в сентябре 1914 года, в феврале и марте 1915 года). В результате в 1916 году в городе, который выгорел практически до основания, оставалось всего пятьдесят жителей.[4]

Примечательный факт: согласно А. А. Керсновскому, первыми убитыми русской армии в Первую мировую войну считаются 6-й Таурогенской пограничной бригады штабс-ротмистр С. П. Рамбиди и вахмистр Пристыжнюк.[5] Однако в настоящее время эта версия оспаривается специалистами по военной истории, указывающими, в том числе, и на то, что с началом Первой мировой войны все пограничные бригады были расформированы

Название

Название города выводят из литовских слов лит. tauras «тур» и лит. ragas «рог» и объясняют тем, что из рогов водившихся в окрестных лесах туров изготовлялись горны, а также оружие, кубки и т. п.

Герб

Герб изображает охотничий рожок (горн) из рога тура на красном геральдическом щите и символизирует название города. Герб был создан в 1969 г. во время деятельности Республиканской геральдической комиссии при Министерстве культуры Литовской ССР. Однако вскоре использование гербов и флагов городов было осуждено как проявление литовского национализма и сепаратистских настроений. Новый вариант герба, основанный на гербе 1969 года, был утверждён декретом президентом Литвы 3 марта 1997 г.

Достопримечательности

Наиболее значительными архитектурными памятниками являются сохранившаяся с XV века усадьба Таурагского поместья, а также построенный в XIX веке под нужды таможни ансамбль Таурагского замка.

Здание поместья на берегу реки Юра окружено огромным пейзажным парком. Строители придали ансамблю характер романтического замка эпохи Ренессанса. В замке работает Таурагский исторический музей с богатыми собраниями экспонатов.

В помещении бывшего советского комитета безопасности устроен Музей ссылки.

К ценностям культурного наследия относятся также евангелическая церковь Мартинаса Мажвидаса и костёл Святой Троицы.

Набережную реки Юры украшает скульптурный ансамбль.[3]

Православная церковь

Первый православный храм в Таураге был устроен в 1853 году в помещении таможни.

Новый кирпичный храм в неорусском стиле был возведён в 1875 году на средства Министерства внутренних дел. Монументальное по формам здание стояло на высоком холме вблизи реки, на въезде в город со стороны Пруссии, на Шоссейной улице.

Удачно вписанный в городскую структуру, православный храм вместе с католическим собором и лютеранской церковью «замкнул» треугольник, который пространственно организовал и закрепил застройку городского центра. Четверик основного объёма с вальмовой крышей был увенчан каноническим пятиглавием. С запада была пристроена двухярусная — восьмерик на четверике — колокольня с открытыми звонами, перекрытая шатром с главкой. К основному четверику примыкали пониженные объёмы алтаря и небольшой трапезной части. Число прихожан в 1914 году насчитывало 951 человека.

С началом Первой мировой войны клир и большинство прихожан (семьи служащих таможни и госучереждений) были эвакуированы. Во время оккупации немцы использовали храм как интендантский склад.

В 1925 году по решению местных властей бесхозное здание, требовавшее ремонта, было снесено. Частные лица на аукционе купили храм на слом. В настоящее время на этом высоком холме стоит административное здание города.

Оставшиеся без духовного окормления православные верующие неоднократно обращались в министерство просвещения Литвы с просьбами о материальной помощи на строительство храма. В 1933 году власти выделили на это 5 тысяч литов. Эти деньги и собранные пожертвования позволили силами прихода построить маленькую православную церковь во имя Святых Виленских мучеников Антония, Иоанна, Евстафия и причтовый домик. Личное участие в строительстве храма принимал священник Иоанн Семёнов (в дальнейшем он прослужил в этой церкви 53 года, похоронен у стены алтаря).

Церковь была возведена на православном кладбище. Это было невысокое, похожее на каплицу здание с балочным перекрытием, низкой шатровой кровлей и тремя главами, без колокольни. В таком виде храм простоял более пятидесяти лет. В начале 1980-х годов жизнь прихода оживилась по причине притока верующих из Калининградской области. Маленькая церковь не могла вместить всех богомольцев.

В 1989 году удалось реконструировать храм. Вместо низкой крыши над основным объёмом был возведён высокий шатёр, открытый в интерьер храма. Шатёр увенчан большой главой с барабаном, через окна которого вниз падает свет. Фасады храма перестроены в русском стиле, с высокими фронтонами. Под храмом оборудованы технические помещения. Проект реконструкции храма был выполнен коллективом ленинградских проектировщиков. Строительные работы велись с активной помощью прихожан из Калининградской области. После реконструкции в храме установлен невысокий дубовый иконостас, вероятно, ранее находившийся в Высокодворской (Аукштадварской) церкви, закрытой в советское время.


Populiarūs įrašai